Нужно ли предпринимательское образование в школе?

Когда нужно начинать обучение людей предпринимательству? В школе? В институте? Во взрослой жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили международные программы по предпринимательскому образованию для школьников. Мы выбрали именно международные программы, потому что именно они тщательно оценивают результативность своей деятельности, влияние программ на жизнь участников: сразу после завершения программы и в течение нескольких лет после ее окончания.

Как показывают международные исследования, обучение предпринимательству вносят существенный вклад в развитие детей по следующим направлениям.

  • Развитие навыков 21 века (soft-skills)

Практически все российские и международные программы направлены не столько на вовлечение школьников непосредственно в предпринимательскую деятельность, сколько на подготовку детей к будущей жизни в современном быстро меняющемся мире.

Программы по предпринимательству воспитывают в детях такие навыки как способность к самостоятельному принятию решений, адаптивность к меняющейся ситуации внешней среды, способность ставить перед собой цели и добиваться их достижения. Как показывают исследования международной программы Lemonade Day, эти навыки фиксируются у всех школьников, прошедших программу.

Lemonade Day — программа для школьников средней школы (5 – 8 классы). Программа направлена на вовлечение школьников в предпринимательство. В рамках программы школьники учатся запускать, владеть и управлять своим собственным бизнесом – торговой точкой по продаже лимонада.

Программа реализуется по технологии Lemonade Day (НКО, США). Программа рассчитана на 3 – 4 месяца (март – май). Программы включает очные образовательные сессии в формате урока, самостоятельную работу под руководством преподавателей, доступ к онлайн материалам. Важно, что перед школьниками стоит задача найти реальных инвесторов, которые помогут им поставить и украсить свою торговую точку, провести рекламную компанию.

Результатом программы становится участие в Дне лимонада – общегородском празднике, в рамках которого по всему городу устанавливаются торговые точки детей по продаже лимонада.

Масштаб программы: охват — 1 млн человек ежегодно. Реализуется в 72 территориях в 3-х странах – США, Канада, Южная Америка.

  • Профориентация: помощь в выборе будущей профессии

Обучение предпринимательству помогает школьникам определиться со своей будущей профессией, даже если эта профессия напрямую не связана с предпринимательством. Это происходит в результате того, что в рамках запуска школьных предпринимательских проектов дети знакомятся с различными сферами деятельности: продажи, реклама, производство продукта, дизайн и другие.

Кроме того, участие в программах менторов – успешных предпринимателей или специалистов в различных отраслях экономики и социальной сферы и налаживание доверительных отношений детей со взрослыми в рамках запуска проектов помогают детям определиться со своей будущей профессией.

В частности, исследования программы Junior Achivement показывают, что каждый третий выпускник программы отмечает влияние программы на выбор своей профессии, каждый пятый выпускник выбрал профессию такую же как его ментор.

JA Be Entrepreneurial® — программа, которая ставит своей задачей вдохновить и подготовить молодых людей к успешному участию в глобальной экономике. 

Программа реализуется по технологии JUNIOR ACHIEVEMENT на базе общеобразовательных школ. Программа включает очные образовательные сессии в формате урока (45 минут) и самостоятельную работу под руководством наставников из числа предпринимателей, руководителей НКО.

Территория реализации – более 100 стран, есть представительство в России (Достижение молодых). Ежегодный охват – более 10 млн школьников по всему миру, в том числе 4,8 млн – в США.

  • Вовлечение в предпринимательство

По результатам участия в образовательных программах школьники не только делают свой учебный проект, но и запускают реальные бизнесы. При этом процент детей, запустивших собственный бизнес в школе или после ее окончания, выше среди выпускников программ по предпринимательству, чем среди детей, не прошедших такое обучение.

В частности, программа Lemanade Day фиксирует, что на 27% больше выпускников программы запускают собственный бизнес уже в школе, чем те, кто не обучался предпринимательству (31% по сравнению с 4%).

ACCELeratoredu  — акселерационная программа для школьных предпринимательских проектов. Участие в программе возможно после окончания программы INCubatoredu при наличии у команды минимально-жизнеспособного продукта, бизнес-модели и первоначальных инвестиций. Программа помогает на запуске бизнеса.

Программа реализуется по технологии Uncharted Learning (НКО, США). Программа рассчитана на 1 учебный год. Программы включает очные образовательные сессии в формате урока, самостоятельную работу под руководством наставников из числа предпринимателей, руководителей НКО.

Результатом программы становится запущенный предпринимательский проект.

Территория реализации – 21 штат США и Мексика.

  • Повышение интереса к обучению по основным общеобразовательным предметам

Поскольку программы по предпринимательству позволяют школьникам применить полученные знания на практике в рамках запуска собственных проектов (например, математика при расчете финансового плана проекта), это позволяет оценить значимость теоретических знаний для их будущей жизни. В результате наблюдается рост интереса к изучению базовых дисциплин общеобразовательной программы.

BizWorld / BizMove  — программы для школьников начальной и средней школы (3 – 8 классы). Программы направлены на появление у школьников предпринимательского духа: лидерских навыков, критического мышления, креативности, финансовой ответственности, понимания значимости командной работы.

Программы предусматривают разработку и запуска собственного бизнеса: BizWorld  — крафтового бизнеса, BizMove – съемку видеофильма.

Программы реализуются по технологии BizWorld (НКО, США). Программы включают очные образовательные сессии по 45 – 50 минут, самостоятельную работу под руководством преподавателей, доступ к онлайн материалам.

Итоговыми событиями программ являются крупные мероприятия: BizWorld  — ярмарка, BizMove – предпоказ фильмов. На мероприятиях заключаются сделки с использованием игровых денег.

Программы реализуется более чем в 100 странах мира. В программах участвует более 8000 педагогов, за 20 лет обучение по программам прошли более 600 тыс. школьников.

Помимо вклада в развитие детей, программы по предпринимательству для школьников становятся триггерами для формирования местного сообщества, росту социального капитала. Это происходит потому, что в программы для работы со школьниками привлекаются менторы – предприниматели, специалисты в отдельных отраслях. В результате школа становится центром притяжения всех социально-активных жителей территории.

Кроме того, обучение школьников основам предпринимательства меняет их отношение к предпринимателям и предпринимательской деятельности, а также отношение их родителей. В результате формируется позитивное отношение к предпринимателям в местном сообществе в целом, что особенно значимо для российских малых городов.

А теперь давайте ответим себе на вопрос: нужно ли предпринимательское образование для школьников в России?