Социальные предприниматели в России: Моторика, Москва

Моторика – организация, занимающаяся разработкой и выпуском функциональных протезов рук и технологий для реабилитации людей с инвалидностью. Протезы «Моторики» дополняются гаджетам, которые расширяют возможности человека.       

                                              

Компания была создана в 2015 году Ильёй Чехом и его одногруппником Василием Хлебниковым. В планах «Моторики» – устойчивое развитие на международном рынке. Компания уже выполняла единичные заказы протезов из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Чехии, Индии и Белоруссии.

«Моторика» работает по нескольким ключевым направлениям. Прежде всего, это исследование и разработка технологий. На данный момент команда проекта выпустила два вида протезов для детей и взрослых с ампутациями верхних конечностей. Внедряя новые технологии и повышая стандарты отрасли, «Моторика» формирует новое отношение к протезированию. Компания стремится, чтобы получение протеза и его использование было связано только с положительными эмоциями.

Протезы делают за две недели. Сначала снимаются мерки или слепок культи, затем создается 3D–модель протеза. Печать деталей происходит на промышленных 3D–принтерах в Can Touch в Подмосковье. После этого детали поступают в лабораторию в Сколково, очищаются от порошка, красятся, собираются в «полуфабрикат» протеза, приобретают индивидуальный дизайн. Когда приезжает клиент, специалисты делают индивидуальную культеприемную гильзу, чехлы и собирают все в конечный протез.

 «Моторика» работает с частными лицами, которым нужен протез, государственными и частными протезными предприятиями, сотрудничает c Фондом социального страхования, Министерством труда и социальной защиты. В настоящее время проект, в большей степени, работает с B2B-партнёрами: сотрудничает с протезными центрами, которые закупают у компании «полуфабрикаты» (модели кисти), а затем самостоятельно протезируют.

Ещё одно направление деятельности компании – это реабилитация. Помимо стандартной реабилитации пациентов и личных рекомендаций врача-реабилитолога для каждого пользователя разрабатывается новая методика по использованию высокотехнологичных протезов. Управление протезом должно происходить на интуитивном уровне, но существующие методики не всегда дают нужный эффект. В настоящий момент компания проводит пилотное тестирование новой реабилитационной платформы на базе виртуальной реальности.

Но и на этом взаимодействие компании с благополучателями не заканчивается. Организаторы проекта продолжают общаться с ними через социальные сети с помощью чатов и конференций. Также создан отдельный клуб клиентов, который служит площадкой для общения и обмена опытом родителей и детей и занимается организацией различных маркетинговых компаний, фотосъёмками и других мероприятий, в том числе партнёрских.

        

Получить протез можно двумя способами — купить его за собственные средства с последующей компенсацией или пройти вместе с производителем через конкурсные процедуры в региональном органе фонда социального страхования (ФСС). По закону детям до 18 лет нужно менять протез дважды в год, и замену оплачивает государство. Это значит, что, однажды заказав протез в компании, дети могут возвращаться за протезами снова и снова.

Стоит отметить, что руководители проекта намеренно не завышают ценник на протезы, так как хотят «уместиться» в государственные программы по компенсации стоимости протезов. В портфеле у Моторики пока не так много заказов: за 2019 год было продано около 600 протезов. Всю прибыль компания тратит на операционные расходы и научные исследования. Зарабатывать больше «Моторика» сможет только в случае увеличения объемов заказов. По словам Ильи Чеха, рост доходов и продаж должен увеличиваться каждый год в 2,2 раза.

Илья Чех получил множество наград — премию от журнала «Сноб», Национальную предпринимательскую премию «Бизнес–Успех», премию «Я — гражданин». Но чтобы развиваться дальше, ему нужно не только общественное признание, но и больше инвестиций. Три года назад в компанию пришел бизнес–ангел — Андрей Давидюк. С его помощью компания выкупила долю РОСНАНО и ведет сделку по привлечению нового раунда инвестиций. Более того, в 2016 году Илья Чех организовал краудфандинговый сбор на Planeta.ru на разработку функциональных насадок и гаджетов для протезов. Проект быстро набрал полмиллиона рублей (больше, чем планировалось). Тогда часть собранных денег пошла на оплату двух протезов для детей, которые не смогли приобрести его по государственной программе из-за бюрократических проволочек.

Проекты компании удачно встраиваются в общий курс на импортозамещение. За несколько лет российские производители смогут полностью обеспечить население необходимым количеством протезов верхних конечностей и вытеснить иностранные аналоги с рынка. Руководители проекта уверены: роль «Моторики» в этом процессе будет существенной: в ближайшие несколько лет амбициозная компания хочет завоевать 20% мирового рынка (то есть продавать 800–1200 протезов в год). По задумке, если дела пойдут, компания быстро диверсифицируется: датчики, которые используются в бионическом протезе руки, можно применять и для модулей колена и стопы, чтобы более точно распознавать фазу шага при хождении. Глава компании грезит о самом широком спектре разработок на пересечении медицины и робототехники: в долгосрочных планах — экзоскелетные комплексы как местного (отдельно для кисти, локтя, колен), так и общего применения, роботы хирурги, инвазивные датчики, которые вживляются прямо в человека и контролируют его состояние в течение дня или в ходе реабилитации.