В России понятие «социальное предпринимательство» законодательно закреплено федеральным законом №245-ФЗ от 26 июля 2019 года «О внесении изменений в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».
В соответствии с этим законом к социальному предпринимательству относятся только коммерческие организации – субъекты малого и среднего предпринимательства (некоммерческие организации не могут быть формально признаны социальными предприятиями).
Для получения статуса «социальное предприятие» организации нужно соответствовать одному из следующих критериев:
обеспечивать занятость социально уязвимых категорий населения (не менее 50% от численности работников, не менее 25% расходов на фонд оплаты труда)
ИЛИ
обеспечивать доступ товаров и услуг, производимых социально уязвимыми категориями населения, к рынку (объём доходов от этой деятельности – не менее 50% от общего объёма доходов, доля чистой прибыли, направленная на развитие бизнеса – не менее 50%)
ИЛИ
производить товары (работы, услуги), ориентированные на представителей социально уязвимых категорий населения, которые позволяют преодолевать имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности и создают им равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества (объём доходов от этой деятельности – не менее 50% от общего объёма доходов, доля чистой прибыли, направленная на развитие бизнеса – не менее 50%).
К социально уязвимым категориям законом отнесены следующие:
Также статус «социального предприятия» может получить организация, оказывающая общественно значимые услуги, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50 процентов, которая не менее 50% чистой прибыли направляет на развитие бизнеса.
В качестве направлений, деятельность по которым приравнивается к социальному предпринимательству, планируется определить следующие:
Иными словами, законопроектом к социальному предпринимательству относится практически любой бизнес в социальной сфере, если доход от этой деятельности составляет не менее 50% от общего объёма доходов организации.